2021-01-21

к 4

(стр. 271) Для запроса и сообщения информации об дресате действия используются существительные и личные местоимения в дательном (3) падеже с вопросом КОМУ? Существительные мужского (и среднего) рода с твёрдой основой (оканчивающиеся на любую согласную) в дательном (3) падеже имеют окончание -У (БРАТУ, СЫНУ, ВРАЧУ), существительные с мягкой основой (оканчивающиеся на -Ь (мягкий знак) и -Й) имеют окончание -Ю (УЧИТЕЛЮ, АНДРЕЮ).

Существительные женского рода на -А/-Я в дательном (3) падеже имеют окончание -Е (ТАНЕ, АННЕ, ЖЕНЕ), существительные женского рода на -ИЯ имеют окончание -ИИ (МАРИИ). Существительные МАТЬ и ДОЧЬ имеют форму МАТЕРИ и ДОЧЕРИ в родительном (2), дательном (3) и предложном (6) падежах. Некоторые существительные мужского рода теряют корневую гласную -Е, имеющуюся в именительном падеже, при образовании других падежных форм:

Отец – нет отца (2), люблю отца (4), позвоню отцу (3).

После некоторых глаголов употребляются существительные в дательном (3) падеже: ПОЗВОНИТЬ, СКАЗАТЬ, ПОМОГАТЬ (КОМУ?), после многих глаголов (переходных) сначала называется прямой объект, выраженный существительным в винительном (4) падеже, а затем следует адресат, выраженный существительным в дательном падеже:

В предложении прямой объект и объект-адресат могут менять свои места в зависимости от того, какую информацию говорящий считает наиболее важной или на какой вопрос он отвечает. Наиболее важная информация сообщается в конце предложения.

Я дал книгу Андрею. (Кому вы дали книгу?)
Я дал Андрею книгу. (Что вы дали Андрею?)

Но основное содержание сообщений, как видим, сохраняется неизменным. Объект, адресат, выраженный личным местоимением, обычно следует за глаголом в предложении.

Андрей подарил мне книгу.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы
error: Content is protected !!